Конопля, мак и другие дурман-травы все чаще подводят огородников под статью.
Многие считают, что садоводство — увлечение тихих и скромных. Большая ошибка. В последние годы это ремесло становится все экстремальнее.
Список запрещенных растений, которые зачастую случайно оказываются на грядке, увеличивается — а вместе с ним растет риск загреметь по уголовной статье. Что происходит с жертвами посадок — в историях, которые накопал «Собеседник» к началу дачного сезона.
Часть 1 статьи 231 (культивирование наркосодержащих растений) набирает обороты — каждый год по ней вступает в силу все больше приговоров. Если в 2016 году — 424, а в 2017-м — 515, то в прошлом — уже 534. Конечно, не все они касаются наивных дачников. Большая часть из них идет в паре со статьей 228 («хранение и изготовление»). Но все чаще зарабатывают судимость и жертвы дикоросов.
Не судите…
Абакан, Республика Хакасия. Прямо в городской черте, напротив здания Верховного суда разрослось поле дикой конопли. По другую сторону — здание большого перинатального центра и магазин игрушек. Решить вопрос с компрометирующим растением удалось не сразу — сперва пришлось найти ответственного. Минздрав Хакасии чистить поле отказался. Там объяснили, что за воротами начинается территория города.
Посадил не он, а его Конопля на территории домовладения Николая Валикова — пенсионера, инвалида третьей группы из Ставропольского края — росла около 7 лет. Если бы сотрудники ОМВД просто нашли 31 куст дикой конопли, приговора в феврале этого года, возможно, и не прозвучало бы, обвинение было построено на том, что садовод «повышал урожайность» наркотического куста.
Слово «культивирование» в 231-й статье — главное. Подсудным является не наличие на грядке растений, а уход за ними. Но на практике даже легких следов полива бывает достаточно, чтобы садовод оказался вне закона.
Читать казенные тексты судебных актов бывает забавно: «Имея преступный умысел, при помощи тяпки произвел прополку…», но жертвам обвинений не до шуток.
Когда точно Николай Валиков начал «культивировать» свою коноплю, следствию выяснить не удалось — это время кроется за расплывчатым «с 2012 года», тем не менее апелляция скостила наказание только на 500 рублей от присужденного штрафа.
Тезка Валикова — пенсионер Николай из Рязанской области, инвалид 1-й группы — штрафом не отделался. От пагубного растения он избавился, но не окончательно. После скашивания садовод не сразу уничтожил кусты конопли, а бросил их в кучу. Для квалифицирования по статье 228 (хранение) этого оказалось достаточно.